О заголовках новостных материалов сайта

Сегодня очень короткая, но очень важная тема: как сделать правильный и красивый заголовок статьи, которая будет в дальнейшем размещена на сайте. Содержание статьи — новостное: играли в бадминтон, к примеру. Победила дружба.

  1. Заголовок должен кратко пересказывать содержание текста.
  2. Заголовок должен содержать ключевое слово (слова), относящиеся к контексту.
  3. Заголовок должен быть по возможности нейтрален и не нести в себе отношения автора к предмету, который он освещает.
  4. Заголовок не может быть водным, бессмысленным.

Начнём с п. 4. Определите по заголовку, о чем статья?

  • У них все под контролем
    [Статья про железнодорожников? Милиционеров? Контролёров наземного транспорта? На самом деле про налоговую службу.]
  • Идти по новому пути
    [Статья про железнодорожников? Милиционеров? Контролёров наземного транспорта? Даже не налоговиков? Ничего подробного: совещание в райадминистрации с участием глав крестьянских хозяйств.]
  • Основа финансового благополучия
    [Бухгалтеры отмечают свой профессиональный праздник.]

Водные заголовки, которые более или менее сносно смотрятся в газете, где сразу под заголовком можно увидеть текст и примерно понять, стоит ли читать далее, совершенно не подходят для Интернета. Среднее время принятия решения о необходимости более глубокого ознакомления с материалом — 1.5— 2 секунды. Газета, не заинтересованная напрямую в прочтении её от корки до корки, может себе позволить любой заголовок. У сайта такой возможности нет: ему приходится конкурировать с другими сайтами, более ловкими, более отвязными, более дорогими, более изобретательными — тысячи их.

Давайте посмотрим, как выглядят материалы крупных новостных сайтов в агрегаторе Яндекс. Новости. Первая попавшаяся новость сегодняшнего дня:

  1. Ливия: сын Каддафи не будет передан в Международный суд BBCRussian.com 18:24
  2. Сын Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам может предстать перед судом в… Эхо Москвы 19:33
  3. Гаагский трибунал согласен, чтобы в Саифа аль-Ислама судили в Ливии REGNUM 18:34
  4. Сына Каддафи выдал его брат Радио Маяк 17:19
  5. Ливия отказалась экстрадировать Сейфа аль-Ислама Каддафи в Гаагу Известия 17:09
  6. Прокурор: сына Каддафи Сейфа аль-Ислама не обязательно везти в Гаагу… Газета.Ru 16:00
  7. Прокурор МУС прибыл в Ливию для обсуждения суда над сыном Каддафи РБК 15:46
  8. МУС разрешил судить Каддафи-младшего в Ливии BFM.ru 15:31

Один и тот же новостной сюжет дан по-разному. Заголовок точно передаёт дальнейшее содержание, можно выбирать, читать ли слова прокурора, мнение Ливии или загадочного МУСа.

Обратите внимание на заголовок #6: «Прокурор: сына Каддафи Сейфа аль-Ислама не обязательно везти в Гаагу…» Троеточие в конце означает, что количество знаков заголовка превысило допустимый Яндекс. Новостями стандарт: 70 знаков с пробелами. В обычном случае желательно, чтобы количество знаков в заголовке не превышало 129 знаков, 130-й знак и последующие скорее всего будут отсечены поисковой системой. Пользователь их не увидит при поиске необходимого материала — в Яндексе, к примеру.

Что означает нейтральность заголовка? Простую вещь: читатель не идиот. Он сам как-нибудь разберётся, что хорошо, что плохо. Пытаясь подтолкнуть его посредством заголовка к однобокому прочтению материала, можно попасть в глупую ситуацию.

Ключевые слова, включённые в заголовок, помогут читателю заранее определить основное содержимое статьи. В случае с заголовком «Основа финансового благополучия» таким ключевым словом могли стать «праздник», «бухгалтер» и так далее. «Бухгалтеры — основа финансового благополучия и праздника», пожалуй, перебор. «В Васильевке третий день отмечают День бухгалтера» — самый простой вариант.

По первому пункту всё более или менее ясно. Полный синопсис (сжатое изложение основных тезисов материала) в заголовке, пожалуй, не нужен, особенно с учётом указанного выше ограничения в 129 знаков. Однако для статьи о совещании в райадминистрации заголовок такого рода подойдёт как нельзя более удачно — «В райадминистрации состоялась встреча руководителей сельхозпредприятий с выпивкой и закуской». Всё сразу и понятно.

И ещё одно замечание, очень важное для районных сайтов: совершенно не лишним будет вставить в заголовок немножко географии, тем самым ограничив «место действия» статьи. В Интернете человеку, разыскивающему статью о дне физкультурника в Луковце, поисковик покажет все статьи с заголовком «День физкультурника». Простая вставка наименования географического пункта «День физкультурника в Луковце» вынесет заголовок на первое место, а добавление даты «День физкультурника — 2011 в Луковце» облегчит понимание, что речь идёт о событиях текущего года.

Вообще о заголовках уже столько сказано, что легко впасть в грех повторения. Кому интересно, тот, несомненно, пойдёт и немедленно изучит тему как следует, разразившись критикой по поводу некоторых пунктов этого небольшого экскурса в основы копирайтинга. Человеку же, который пишет пару-тройку материалов в год, что-то может может оказаться полезным.

N. B.
Между прочим, заголовок этого материала был тоже переделан несколько раз. Варианты были такие: «Какими должны быть заголовки текстов на сайте», «О заголовках материалов сайта», «Шок! Раскрыт секрет правильных заголовков!». Попробуйте самостоятельно догадаться, почему они не были использованы.

Post a Comment